Как добротно положить тротуарную плитку на песок
Отделанные тротуарной плиткой дорожки и площадки приусадебных участков выглядят очень эстетично, но долговечность этой красоты зависит от соблюдения технологий укладки этого покрытия, и особенно — от правильной подготовки основания. Гарантию высокой прочности даёт технология настилки брусчатки на цементно-песчаный раствор или бетон, но из-за трудоёмкости исполнения своими руками и высоких расходов эта технология доступна не каждому.
Можно отказаться от применения бетона при укладке тротуарной плитки, если для подготовки основания правильно использовать песок. Это сэкономит и силы, и денежные средства.
Разобьём на составные части весь объём работ которые включает в себя укладка тротуарной плитки на песок:
- Разметка дорожек и площадок.
- Удаление верхнего слоя грунта с последующим уплотнением поверхности и настилкой первого слоя геотекстиля.
- Сооружение щебневой подушки и установка бордюров.
- Настилка второго слоя геотекстиля.
- Устройство цементно-песчаной подготовки.
- Укладка брусчатки.
- Заполнение швов.
Традиционные виды работ, выполняемые при укладке тротуарной плитки, рассмотрим кратко, уделив больше внимания технологии монтажа брусчатки на песчаное основание.
Разметка дорожек и площадок
Разметка поверхностей, подлежащих облицовке брусчаткой, производится с учётом следующих факторов:
- месторасположение;
- уклон в направлении от строений;
- нагрузка на поверхность (пешеходы, автотранспорт);
- конфигурация (условия для безопасного проезда автотранспорта).
Площади размечают своими руками с использованием строительной рулетки длиной 10 метров, деревянных колышков и бечёвки.
Мощение дорожек производится с уклоном в 3% в сторону, противоположную имеющимся строениям, с целью отвести от них ливневые и талые воды.
Если по дорожкам планируется движение легкового автотранспорта, то толщина используемой тротуарной плитки должна быть не менее 6 см. При обустройстве проезда автотранспорта ширина дорожек должна обеспечивать пешеходу и машине возможность безопасно разминуться. Радиус кривизны неровных участков проездов должен позволять автомашине выполнить поворот, а габариты площадки или стоянки – развернуться.
Удаление верхнего слоя грунта
С поверхностей, запланированных к укладке плитки, снимают верхний слой грунта толщиной 25-30 см, это приблизительно один штык лопаты. Если площади значительны, эту операцию производят с использованием бульдозера. Затем вручную производят выравнивание и планировку нового основания. Если грунт песчаный или супесчаный, то его нужно уплотнить.
Уплотнение выполняют трамбовкой, изготовленной своими руками из куска бревна длиной 1 метр с прибитой к торцу поперечной ручкой-перекладиной. Более качественное уплотнение выполняется подвижной виброплитой с электроприводом, применение которой, кроме того, сэкономит силы и время.
Затем на уплотнённое основание необходимо уложить в один слой геотекстиль с напуском на обочины, чтобы изолировать грунт от обустраиваемой щебневой подготовки и предотвратить в будущем просадку тротуарной плитки.
Вид геотекстиля, используемого в данной технологии, не имеет значения.
Подушка из щебня и монтаж бордюров
На уплотнённое основание, покрытое геотекстилем, насыпают и разравнивают с учётом запланированного уклона щебень фракции 20-40 мм слоем 12-15 см. По периметру площадок и вдоль дорожек щебень чуть разгребают и по натянутому контрольному шнуру с углублением в щебень устанавливают дорожные камни с зазором 5-10 мм. Для формирования овалов бордюры своими руками режут по длине на 4 части болгаркой с сухорезом и из четвертей выкладывают плавные сопряжения.
Верхняя отметка бордюра не должна быть выше обочины более чем на 5 см. После окончания монтажа бордюров стыки между ними заполняют цементно-песчаным раствором и затирают. Через сутки граблями производят чистовую планировку щебневой подушки с обозначением уклона и учётом выбранного поперечного профиля дорожки (плоский или выпуклый), а затем — уплотнение передвижной виброплитой с электроприводом.
После уплотнения поверх щебня насыпают песок, распределяют его по поверхности слоем толщиной 3-5 см, и уплотнение основания виброплитой повторяют, заполняя песком пустоты в щебне.
Укладка второго слоя геотекстиля
Поверх уплотнённой песчано-щебневой подушки нужно уложить второй слой геотекстиля с напуском на бордюрный камень. Данная технология позволяет изолировать от щебня песчаную подушку, которую предстоит соорудить сверху под укладку брусчатки.
Устройство песчаной подушки под укладку тротуарной плитки
Поверх второго слоя геотекстиля насыпают слой песка толщиной 4-5 см, выравнивают его и уплотняют. Геотекстиль не даст песку осыпаться в нижний слой щебня и вызвать этим просадку брусчатки. На эту песчаную подготовку начинают укладывать тротуарную плитку.
Однако существует технология, по затратам мало отличающаяся от устройства песчаной подготовки, но гарантирующая более высокий результат мощения в плане прочности и долговечности. На второй слой геотекстиля нужно положить тщательно перемешанную сухую смесь песка с цементом в пропорции 7:1 слоем 4-5 см и разровнять её.
Цемент в данной пропорции чуть увеличит затраты на укладку плитки, но, постепенно поглощая в силу своей гигроскопичности влагу, сделает подушку монолитной. Процедура приготовления такой сухой смеси несравнима по трудоёмкости с приготовлением своими руками бетона, на который также кладут тротуарную плитку, но даёт близкий к нему результат.
Укладка брусчатки
После устройства песчаной подушки приступают к укладке брусчатки. Тротуарная плитка укладывается в направлении «на себя» с зазором между изделиями в 2-3 мм. Для укладки брусчатки и её корректировки по месту используется мастерок и резиновая киянка. Подрезку плитки производят также своими руками болгаркой с диском-сухорезом, позволяющим не только резать бетон, но и подтачивать его своей боковой поверхностью.
При укладке тротуарной плитки через каждый погонный метр кладки проверяют соблюдение уклона и профиля поперечного сечения покрытия. Правильно формировать выпуклость профиля дорожки позволяет периодическое прикладывание к покрытию изготовленного своими руками шаблона из фанеры.
Обустройство швов тротуарной плитки
Уложив плитку, приступают к обработке стыков брусчатки между собой и с бордюрами. Для этого, используя просеянный песок, своими руками готовят сухую цементно-песчаную смесь в пропорции 1:1, которую по одному ведру высыпают на настеленную плитку и метут жёсткой метлой в сторону уклона, заполняя стыки и швы покрытия.
Когда вся поверхность будет обработана, брусчатку слегка поливают водой из садовой лейки, чтобы только смочить швы и добиться усадки в них сухой смеси.
Через сутки процедуру заполнения швов сухим раствором с последующим смачиванием повторяют. При повторной процедуре заполнения не следует класть смесь в стыки заподлицо с поверхностью дорожек, швы должны быть чётко обозначены на поверхности покрытия. Через 5-7 дней после обустройства швов производят помывку тротуарного покрытия водой из шланга с использованием жёсткой щётки для удаления следов цементного раствора.
Заключение
Применение данной технологии позволяет получить прочное, долговечное покрытие, не проседающее от воздействия ливневых и грунтовых вод, с минимальным использованием цемента и без затрат физических усилий на замесы бетона.