Герметизация резьбовых соединений своими руками
Рано или поздно каждый домашний умелец сталкивается с таким вопросом, как герметизация резьбовых соединений. Может старый смеситель выйдет из строя или начнёт прокапывать батарея – так или иначе, чтобы устранить подобные неприятности, нужно правильно научиться герметизировать резьбу. Многим покажется, что этот процесс довольно простой и не требует никаких знаний и умений. Но это не так – как и везде герметизация резьбы имеет массу тонкостей и нюансов. И если не обращать на них внимания, то процесс устранения течей может превратиться в бесконечную историю, которой не видно ни конца, ни края.
Виды резьбовых соединений
Существует четыре типа сантехнических изделий, резьбы которых, как говорится на языке сантехников, пакуются по-разному: это обыкновенные резьбовые переходники, футорные гайки, сгоны и контргайки. Принцип их герметизации немного отличается друг от друга, общее у них только одно – это материал которым упаковывается соединение.
Чем герметизируют резьбу?
Для того чтобы сделать резьбовое соединение, способным выдерживать высокое давление воды, в арсенале сантехников имеются три вещи: пакля, лента фум и специальная нить. В принципе, все они достойно справляются с возложенными на них обязанностями – разница заключается только в материале, из которых их изготавливают и в применении.
К примеру, пакля – её можно назвать универсальным паковочным материалом – высокие температуры и большое давление ей нипочём, главное, правильно соблюсти все условия её использования. Для надёжной и долговечной герметизации резьбы при помощи пакли дополнительно нужна либо краска, либо специальные мази типа «unipack».
В отличие от пакли, лента фум и нить дополнительных материалов не требуют – они изготовлены полностью из синтетических материалов. Работа с ними намного чище и аккуратней. Но их нельзя применять для таких соединений, как футорные гайки и контргайки – они просто не в состоянии качественно герметизировать эти изделия.
Герметизация резьбы
С обычной резьбой дела обстоят довольно просто – пакля или лента фум наматывается против направления хода резьбы так, чтобы получился небольшой конус, начинающийся в начале резьбы и заканчивающийся в её конце. Очень важным моментом является сила, с которой намотан герметизирующий материал – он должен наматываться довольно туго, слабая намотка приведёт к прокручиванию материала и смещению его за пределы резьбы. А наша задача заключается в том, чтобы паковочный материал оказался между витками внутри соединяемых резьбовых изделий.
Другой нюанс, как ни странно, заключается именно в самой резьбе – её острые витки способны порезать накрученную на них паклю или ленту фум, и тогда ни о какой герметичности соединения речи быть не может. Как с этим бороться? Да просто – нужно напильником сточить острые грани витков. Большинство современных резьбовых изделий уже изготавливаются с учётом этих тонкостей.
Внимательно рассмотрев, к примеру, американку, на её резьбе можно увидеть специальные насечки, разрывающие резьбу на мелкие части – именно они помогают пакле не соскальзывать с витков резьбы и не разрезать упаковочный материал.
Герметизация футорной гайки
Немного иначе герметизируется футорная гайка. Основное различие паковки обычной резьбы и футорки заключается в том, что в случае с футорной гайкой паковочный материал не должен попасть между витками. Специальный бортик, выточенный в конце резьбы, как бы спрессовывает паклю (лента фум и паковочная нить здесь не уместны) между собой и, к примеру, батареей, создавая таким способом плотный и надёжный барьер на пути жидкости, находящейся под давлением.
Пакля накручивается против направления завинчивания футорной гайки. Её необходимо скрутить в жгутик и намотать небольшим конусом. Чтобы сделать это соединение более долговечным, сама резьба футорки промазывается масляной или нитрокраской, потом поверх неё наматывается пакля и также обильно пропитывается краской. Такой «дедовский» способ герметизации футорной гайки ещё ни разу не подводил на протяжении многих лет.
Контргайка
В некоторых случаях, когда резьбовое соединение требуется сделать подвижным и независимым, как в случае со сгоном, дополнительно используется контргайка. Применяется она для того, чтобы уплотнить подвижное соединение, резьбу которого невозможно подмотать паклей. Принцип уплотнения контргайки остаётся практически таким же, как и принцип уплотнения футорной гайки, с одной лишь разницей – пакля наматывается по ходу затягивания контргайки. Почему по ходу? Потому что гайка как бы тянет паклю за собой и не даёт ей разматываться.
Герметизация сгона
Особое внимание хочется уделить такому соединению как сгон – современным его аналогом является американка. Но полностью заменить сгон американка так и не смогла, к примеру, в газопроводах их использование категорически противопоказано. Как правило, укомплектованный сгон состоит из муфты или футорной гайки, дополнительно укомплектовывающейся контргайкой.
Процесс герметизации сгона, как вы уже поняли исходя из его комплектации, основан на двух разных принципах. В зависимости от того, из чего состоит сгон, он уплотняется по-разному. Если в состав сгона входит футорка и контргайка, то пакуется отдельно футорка, после чего поджимается контргайка – такое соединение часто применяют для подключения батарей отопления. Ежели сгон вместо футорки оснащён муфтой, то муфта пакуется как обычное резьбовое соединение и после чего поджимается контргайкой. Такие сгоны и поныне применяются для создания разъёмных соединений на трубопроводах.
Вот, в принципе, и всё, что нужно знать о герметизации резьбовых соединений. Но теория, не подкреплённая практикой, стоит не так уж и много. Так что тренируйтесь, и ничего нет страшного в том, что первый стык не удастся. Как говорится, не ошибается тот, кто ничего не делает 😉
Удачи!
Источник: