Тротуарная плитка на пол в гараж
Наиболее распространённой технологией устройства пола в гараже является бетонная стяжка, но эстетичность этого покрытия невысока, поэтому гаражные владельцы ищут этому способу более привлекательную в художественном плане альтернативу. Одним из используемых для напольной отделки материалов, удовлетворяющих требованиям эксплуатации гаражного пола, является тротуарная плитка (брусчатка).
Технология укладки тротуарной плитки в гараже сложнее сооружения бетонной стяжки, но если выбор сделан всё же в пользу плитки, то материал должен быть качественным, чтобы усилия и затраты на его монтаж были оправданы.
Выбрать качественную тротуарную плитку поможет знание следующих деталей:
- Характеристики брусчатки и степень их соответствия предъявляемым требованиям.
- Виды тротуарной облицовки.
- Разновидности плитки для обустройства тротуаров, достоинства и недостатки.
- Советы при выборе материала.
Характеристики брусчатки и степень их соответствия предъявляемым требованиям
Свойства тротуарной плитки основываются на характеристиках изделий из бетона, но превосходят их по ряду пунктов. Рассмотрим эти свойства в ракурсе пригодности к использованию в качестве облицовки пола гаража.
- Прочность – тротуарная плитка обладает высокой прочностью на сжатие, обусловленной материалом изготовления – бетоном. Брусчатка – неармированный материал, поэтому её стойкость к другим видам нагрузки (растяжение, изгиб, срез) меньше, но уложенная на подготовительную стяжку плитка подвергается только воздействию сжатия (вес автомобиля, домкрат, верстак и т. д.).
- Стойкость к воздействию ударных нагрузок – брусчатка выдерживает значительные ударные нагрузки, не разрушаясь, но на её поверхности от ударов образуются раковины.
- Морозостойкость – в зависимости от технологии изготовления, водопоглощение тротуарной брусчатки составляет менее 5%, вследствие чего она выдерживает 200 – 300 циклов замораживания-оттаивания, что гарантирует покрытию пола даже в условиях сурового климата не менее десяти лет эксплуатации.
- Высокая устойчивость к перепадам температур – брусчатка сохраняет свои характеристики даже в районах с амплитудой сезонных колебаний температур в 80 – 90 градусов.
- Стойкость к воздействию химических средств – тротуарная плитка в процессе эксплуатации подвергается воздействию моющих средств, масел, зимой – дорожных реагентов с колёс автомобиля, частично теряя эстетичность, но сохраняя неизменными прочностные характеристики.
- Коэффициент трения-скольжения – сухая тротуарная брусчатка имеет коэффициент трения 0,9, мокрая – 0,75, поэтому материал соответствует требованиям безопасности, предъявляемым к напольному покрытию.
- Безопасность – брусчатка является жёстким покрытием, поэтому падение на неё человека, как и на любое другое твёрдое основание, чревато получением травм, но при этом плитка не выделяет в окружающую среду токсинов, антистатична и пожаробезопасна.
- Простота монтажа, текущего ухода и производства точечного ремонта – бесспорные достоинства покрытия из тротуарной плитки, способствующие росту популярности её использования в качестве гаражного напольного покрытия.
Перечисленные характеристики брусчатки соответствуют предъявляемым к отделке пола гаража требованиям, поэтому её использование в качестве напольного покрытия является выигрышной альтернативой бетонной стяжке.
Виды тротуарной облицовки
Существует три основные технологии производства тротуарной плитки:
- вибролитьё;
- вибропрессование;
- изготовление из натурального камня.
Вибролитая брусчатка изготавливается путём заполнения специальных форм бетоном с последующим их уплотнением вибрированием и термообработки в камерах. Такие изделия имеют глянцевую лицевую поверхность и меньшую по сравнению с прессованным материалом плотность, что снижает коэффициент трения и морозостойкость.
Вибропрессованная тротуарная плитка производится прессованием бетонной смеси в формах с одновременным вибрированием без термической обработки. Лицевая поверхность такого материала матовая, а плотность брусчатки высокая, что обуславливает более высокие коэффициент трения, морозостойкость и прочность.
Существует разновидность вибропрессованной плитки – гиперпрессованные изделия, технология изготовления которых отличается прессованием под более высоким давлением без воздействия вибрации.
Полимерпесчаная тротуарная плитка – изготавливается из просеянного кварцевого песка без применения цемента, в качестве связующего используются полимеры с добавлением пластификаторов и красителя. К смеси этих компонентов добавляется полиэтилен, состав расплавляется подогревом до 250 градусов, разливается в формы и прессуется.
Важно! Полимерпесчаная брусчатка превосходит изделия из бетона по всем характеристикам, но имеет высокий коэффициент теплового расширения, поэтому укладка изделий производится с фиксированной шириной шва не менее 3 мм.
Стоимость этого материала высока, поэтому использование его для обустройства пола в гараже не рационально.
Брусчатка из природного камня изготавливается способом распила или раскола натуральных материалов (гранит, мрамор, сланец), это наиболее долговечный вид тротуарного покрытия.
Способы производства перечислены в порядке возрастания прочностных характеристик напольного покрытия. Все пять видов тротуарной отделки пригодны для обустройства пола гаража, но необходимость использования в гараже полимерпесчаной брусчатки или дорогого натурального камня при наличии в продаже качественного бетонного покрытия сомнительна.
Из трёх оставшихся видов тротуарного покрытия, если позволяет бюджет, разумно выбрать вибропрессованный или гиперпрессованный материал, так как резерв в величинах положительных характеристик напольной отделки не бывает лишним.
Разновидности плитки для обустройства тротуаров, достоинства и недостатки
Кроме технологии изготовления, брусчатка различается по форме, габаритам, толщине и, в случае цветного материала, способу окрашивания.
Тротуарная отделка выпускается в виде изделий строгой геометрии («квадрат», «прямоугольник», «кирпичик», «брусчатка») и материала более сложной конфигурации («черепашка», «катушка», «клевер»). Так как добротная укладка брусчатки в гараже выполняется на цементно-песчаный раствор, то прочность напольного покрытия будет обеспечена плиткой любой формы и габаритов, но толщина плиточной отделки гаража с учётом статических и динамических нагрузок от автомобиля должна быть не менее 60 мм. При этом следует учесть, что малоразмерными элементами легче придерживаться заданного уровня и исправлять дефекты подготовительной стяжки. Кроме того, облицовка изделиями сложной конфигурации более трудоёмка из-за сложности подгонки фигурных элементов вдоль стен гаража и по его углам.
Цветная тротуарная облицовка производится двух видов – с окрашенной на глубину 10–15 мм лицевой частью и равномерным распределением красителя по всей толщине изделия. Учитывая условия эксплуатации пола гаража, следует отдать предпочтение материалу, окрашенному по всей толщине, так как потёртости и сколы на его лицевой поверхности не будут выделяться по цвету.
Важно! Эстетичность цветного напольного покрытия, особенно выполненного из плитки разных цветов, бесспорна, но в условиях гаража поддержание её на необходимом уровне сложно, поэтому для эффектной отделки пола достаточным и разумным будет использование не окрашенной, но выложенной оригинальным узором брусчатки.
Советы при выборе материала
Чтобы напольное покрытие гаража было долговечным и функциональным, нужно не только правильно выбрать вид плитки, но и оценить качество выбранного материала. Перечислим нюансы, на которые при покупке брусчатки нужно обращать внимание:
- изделия не должны иметь отклонений от указанных габаритов, толщины и плоскости расположения;
- сколы, трещины, раковины, выпуклости на брусчатке недопустимы;
- сочный, яркий цвет материала свидетельствует об избытке красителя в растворе, что снижает прочность изделий;
- излом цветной плитки должен иметь равномерную окраску по всей толщине;
- звук от удара плитки о плитку должен быть звонким – это говорит о равномерной плотности материала и полном наборе им прочности.
Заключение
Практичность и целесообразность применения тротуарной плитки в качестве напольного покрытия гаража не бесспорна — покрытие из отдельных элементов уступает в монолитности стяжке из бетона. Однако соблюдение технологии укладки тротуарной облицовки гарантирует полу необходимые для условий гаража характеристики, добавляя к ним эстетичность и лёгкость точечного ремонта. Поэтому выбор брусчатки в качестве материала для обустройства гаражного пола вполне обоснован.